УДК 550.834.05:553.981 |
КОРРЕКЦИЯ АНОМАЛИЙ СЕЙСМИЧЕСКИХ СКОРОСТЕЙ, СООТВЕТСТВУЮЩИХ ГАЗОВЫМ ВКЛЮЧЕНИЯМ
Mastoris S. Correction of seismic velocity distortion due to gas //Geophysics: The Leading Edge of Exploration. - 1990. – Vol. 9, N 2. – P.26– 29.
Газовые включения сильно влияют на сейсмические данные, но современные методы обработки данных позволяют учесть это влияние. В работе описаны два метода, с помощью которых был выявлен неглубокий газовый резервуар на побережье Калифорнии. Первый метод заключается в интерпретации трехмерных массивов данных с помощью интерактивной установки.
Второй метод - способ
специальной обработки данных для определения поля сейсмических скоростей, нарушенных газовым включением, объединения этих данных с данными скважинного мониторинга и преобразования в глубинный разрез. При применении этих методов было обнаружено, что действительная структура региона значительно отличается от предполагавшейся вначале, которая была построена путем прямой экстраполяции геологических данных.Понижение скоростей, связанное с газовым включением, давало временные задержки, которые приводили к недостоверным выбросам в данных. При построении разрезов используется переменная плотность затемнения с переходными цветами от черного к серому и от серого к белому. Другие методы визуализации сейсмических данных, легко достижимые на работающей станции, но обычно не переносимые на бумагу, подтверждают присутствие газа. Разрез интенсивности отражений показывает резкое падение амплитуд в зоне газовых включений. Мгновенные снимки фазы и частоты также подтверждают наличие газовых включений.
На типичной временной контурной карте изучаемого района нанесены 11 разрабатываемых скважин. На карте ясно
видны две временные возвышенности и седловина между ними. Основываясь лишь на этой карте, без дополнительной информации, можно предложить бурить скважины к северу от существующих, как это сделали вначале геологи.Чтобы оценить размеры области газового включения, были исследованы максимальные и минимальные размеры интервала между маркером в ненарушенных бентонитах и нарушенным горизонтом. Предполагалось, что наибольшие временные аномалии возникают при наименьших значениях скоростей и, следовательно, указывают на наибольшие концентрации газа. По карте изохрон, соответствующей интервалу между нарушенными и ненарушенными породами, судили о концентрациях газа.
Если наложить карту изохрон на временную контурную карту, то становится очевидно, что бурить скважины нужно в направлении на северо-запад от существующих скважин, а не на север, как предполагалось ранее. Однако остаются два вопроса: где проходит настоящий, а не временной гребень структуры и где в пределах изучаемой области наивысшие концентрации газа.
Для построения начального варианта глубинной карты использовали только полученное при мониторинге скважин трехмерное поле скоростей. Но эта карта, на которой гребень проходит в северном направлении от существующих скважин, а не в северо-западном, не согласуется с полученной картой изохрон, так как в скоростном поле не было учтено влияние газовых включений. Но поскольку ни одна из скважин не находилась в области наибольших газовых концентраций, влияние газовых включений на поле скоростей на северо-западе не было учтено.
Чтобы скорректировать поле скоростей, для детального анализа были выбраны пять глубинных линий. Три из них проходили через центр сгущения изохрон, а две для сравнения в другом конце карты (вне области воздействия газового включения). Изменения скорости при пересечении области газового включения были прослежены по кажущимся скоростям у поверхности, измеренным в ряде точек, они сравнивались от одной линии к другой.
Вдоль каждой линии были проанализированы скорости, сгруппированные по методу ОГТ. Изменения скорости лучше всего заметны вдоль линии, проходящей вблизи скважины с признаками близости газового включения. Однако если ОГТ расположена в месте сгущения изохрон, видно аномальное понижение скоростей. В действительности скорости остаются постоянными, а возрастает время пробега волны.
Вдоль всех линий, пересекающих газовое включение, наблюдается сходное поведение скоростей. Данные по сейсмическим скоростям были объединены с данными акустического каротажа и на основании этого внесены поправки в трехмерное поле скоростей. В результате появилась скорректированная карта, на которой гребень антиклинали, как и ожидалось, оказался сдвинутым к северо-западу от разрабатываемых скважин. Два основных метода, описанных в настоящей работе, могут применяться во всех случаях при подобном поведении скоростей или при сходных трудноуловимых стратиграфических изменениях.
Референт О.В.
Павленко